15 июля 2019 г.

Анатолий Шестаков. Был такой хутор Шрамков - 1.

Брату Николаю Николаевичу Шестакову ПОСВЯЩАЮ.


От автора.

14 июля 1944 года при освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в белорусской деревне Вертелишки погиб наш дядя Иван Прокофьевич  Белюченко. 

14 июля 2019 года в агрогородке Вертелишки в рамках мероприятий, посвященных 75-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, в мемориальном комплексе «Скорбящая мать» в 15:00 пройдет митинг-реквием, посвященный 75-й годовщине освобождения агрогородка.

   Никто не забыт - ничто не забыто…
                                                                                                                                                                                
                                                                                                                                           
                                

Часть первая.
Тайны семейного предания.


1. Введение в историю.

Как известно в годы Великой Отечественной войны в числе погибших, пропавших без вести, умерших от ран и узников фашистских лагерей есть уроженцы хутора Шрамков Староивановского сельского совета Волоконовского района Курской области (ныне – Белгородская область), среди которых встречается много однофамильцев, в том числе Белюченко. Об одном из них, Иване Прокофьевиче Белюченко, который приходится родным братом нашей покойной мамы Марии Прокофьевны Шестаковой (Белюченко), я уже рассказывал на страницах своего любительского блога «Pervomayskiy» в статье «Сестра солдата с хутора Шрамков» 9 мая 2012 года.

Мария Прокофьевна
Шестакова (Белюченко)
По семейному преданию, мамин брат, Иван Прокофьевич Белюченко, погиб под городом Гродно от осколка немецкой минометной мины и был похоронен однополчанами в далекой белорусской земле. И хотя в семейном предании отсутствовали такие важнейшие сведения, как дата гибели и место первичного захоронения маминого брата под городом Гродно, тем не менее, этот пробел в семейном предании был восполнен мною с помощью ОБД «Мемориал», где имелась информация о гибели Ивана Прокофьевича Белюченко.    

Как известно, в интернете давно существует Обобщенный компьютерный банк данных Министерства обороны Российской Федерации (далее – ОБД «Мемориал»), который содержит информацию о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. ОБД «Мемориал» (obd-memorial.ru) был создан Министерством обороны Российской Федерации в 2007 году в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 года № 698 и Указа от 22 января 2006 года № 37, касающегося вопросов увековечивания памяти погибших при защите Отечества. Благодаря появлению ОБД «Мемориал» миллионы граждан имеют уникальную возможность установить через интернет судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить их место захоронения. ОБД «Мемориал» содержит десятки миллионов цифровых копий документов о безвозвратных потерях и именных записей о потерях Красной Армии в Великой Отечественной войне, включая имена 1 миллиона советских военнослужащих, ставших узниками фашистских лагерей. 

Однако я не знал тогда, что через семь лет после выхода статьи «Сестра солдата с хутора Шрамков» у меня появятся новые сведения о солдатской судьбе Ивана Прокофьевича Белюченко, которые помогут мне ответить на вопрос, почему мамин брат стал считаться пропавшим без вести на своей малой родине. Ведь по семейному преданию наша мама знала о гибели своего брата под городом Гродно из фронтового письма однополчан. Собственно о тайне семидесятидвухлетней давности и пойдет сегодня речь на страницах моего любительского блога «Pervomayskiy».

2. Был такой хутор Шрамков…

Иван Прокофьевич Белюченко родился 21 января 1924 года в хуторе Шрамков Староивановской волости Валуйского уезда Воронежской губернии. Сейчас трудно представить себе, что когда-то хутор Шрамков Староивановского сельского совета входил в состав Воронежской губернии, хотя на самом деле это является историческим фактом, который зафиксирован в российской истории административно-территориального устройства Воронежской области.

 Однако до Октябрьской революции 1917 года хутор Шрамков (Шрамковка) находился в Воронежской губернии в Бирючинском уезде Староивановской волости, близ волостной слободы Старой Ивановки (Старо-Ивановка, Староивановка), при большом тракте на город Новый Оскол и при реке Оскол. По данным Всероссийской переписи 1897 года общее количество населения хутора составляло 615 человек. Что касается количества дворов, то по состоянию на 1900 год хутор Шрамков имел 88 дворов, одно общественное здание и одну торговую лавку. Национальность жителей хутора Шрамков – малороссы.

После Октябрьской революции хутор Шрамков переживет несколько административно-территориальных переустройств, связанных с изменениями губернских, уездных и волостных границ в Воронежской губернии, в том числе с их переименованием. Например, 1 апреля 1918 года Бирючинский уезд будет переименован в Алексеевский уезд.

В начале января 1923 года Декретом ВЦИК «Об административном делении Воронежской губернии» Алексеевский уезд будет упразднен, а сама Воронежская губерния разукрупнена. Например, в результате разукрупнения три волости Задонского уезда – Докторовская, Ивановская и Нижнестуденская будут переданы в Тамбовскую губернию. Что касается Староивановской и Волоконовской волостей, то после упразднения Алексеевского уезда, они в феврале 1923 года будут переданы в состав Валуйского уезда. Основанием для административно-территориального переустройства, уточняющих границы уездов Воронежской губернии, послужит решение районной конференции представителей уездных и губернского исполнительных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 12 февраля 1923 года.

Тем не менее, 14 мая 1928 года Воронежская губерния будет упразднена в связи с образованием на ее территории, а также на территории Курской, Тамбовской и Орловской губерний Центрально-Черноземной области (ЦЧО) с центром в г. Воронеже. ЦЧО будет разделена на одиннадцать округов, состоящих из 178 районов и их центров в округах, в том числе Волоконовский район с центром в селе Волоконовка Острогожского округа. При этом Волоконовский район будет укрупнен за счет ликвидации Староивановской волости. Однако в июле 1930 года все округа в ЦЧО будут ликвидированы, а районы перейдут в непосредственное подчинение областному центру – Воронежу.

13 июня 1934 года Центрально-Черноземная область будет ликвидирована, а ее территория разделена на две области – Воронежскую и Курскую. При этом Волоконовский район не будет включен в состав Воронежской области, к которой он исторически принадлежал, а войдет в состав Курской области. Так в очередной раз хутор получит свою новую территориальную прописку в составе Староивановского сельского совета Волоконовского района Курской области, которая будет навечно вписана в годы Великой Отечественной войны во все военные документы уроженцев хутора Шрамков, включая маминого брата – Ивана Прокофьевича Белюченко.

6 января 1954 года в результате разукрупнения Курской и Воронежской областей хутор Шрамков Староивановского сельского совета Волоконовского района войдет в состав Белгородской области. Дальнейшая судьба хутора Шрамков в системе административно – территориального деления Белгородской области после 1960 год остается под вопросом. Вероятно, с годами расстояние от хутора до околицы села Старовановки сократилось настолько, что встал вопрос о слиянии хутора с селом, что в итоге и привело к упразднению хутора Шрамков.

3. Есть в Беларуси агрогородок Вертелишки.

В 2007 – 2012 годах в ОБД «Мемориал» уже существовала информация о месте захоронении Белюченко Ивана Прокофьевича в Республике Беларусь, включая дату его гибели – 14 июля 1944 года. Однако по состоянию на 9 мая 2012 года первичное место захоронения Ивана Прокофьевича Белюченко в ОБД «Мемориал» отсутствовало, а в информации о захоронении было указано лишь место его последнего захоронения в братской могиле, созданной в 1946 году в центре деревни Вертелишки Вертелишского сельского совета Гродненского района Гродненской области.

Деревня Вертелишки (Верцялишки) вошла в состав СССР в 1939 году, став административным центром Вертелишковского сельского совета Гродненского района Белостокской области Белорусской ССР. В 1941 году Белорусская ССР была захвачена нацистской Германией и находилась под немецкой оккупацией вплоть до 1944 года. В июне-июле 1944 года в ходе Белорусской наступательной операции «Багратион» Белорусская ССР была полностью освобождена от немецких оккупантов. Собственно деревня Вертелишки была освобождена 14 июля 1944 года войсками 3-го Белорусского фронта под командованием генерала армии И.Д. Черняховского. 20 сентября 1944 года Белостокская область была переименована в Гродненскую область. В 1950 году в Вертелишках организован колхоз «Прогресс» (ныне – СПК «Прогресс – Вертелишки»). В советское время Вертелишки считались одним из образцовых поселков СССР. В 2009 году деревня Вертелишки была преобразована в агрогородок. Население – 3250 человек (2015). Расстояние от Вертелишек до областного центра города Гродно – 12 километров. 

 Мемориал "Скорбящая мать".
В учетной карточке воинского захоронения (1991), опубликованной в ОБД «Мемориал», указано, что в братской могиле захоронены 110 военнослужащих, в том числе известных – 110. Все военнослужащие погибли в 14-21 июля 1944 года в населенных пунктах Вертелишковского сельского совета – Баженицы, Бояры, Головничи, Козловичи, Линевичи, Разалино, Ридели, Тобольская будка и другие, откуда они были перезахоронены в 1946 году в братскую могилу в деревне Вертелишки. Например, по списку воинского захоронения наибольшее число военнослужащих Красной Армии было перезахоронено из Козловичей – 41.

Что касается населенных пунктов, откуда были перезахоронены 29 военнослужащих, в том числе Белюченко Иван Прокофьевич, то в общем списке воинского захоронения они отсутствуют. Предполагалось, что все они погибли в деревне Вертелишки или на ее окраинах и были перезахоронены в одно время с остальными. В общем списке воинского захоронения, составленного в алфавитном порядке, порядковый номер сержанта Белюченко Ивана Прокофьевича – 12, год рождения – 1921, дата гибели – 14 июля 1944 года, место захоронения – деревня Вертелишки, откуда перезахоронен – неуказанно.      

В начале восьмидесятых годов двадцатого века, когда на братской могиле в Вертелишках воздвигнут мемориальный комплекс «Скорбящая мать» и плиты с фамилиями захороненных, на одной из плит будет стоять надпись – Сержант Белюченко И. П. (1921 – 1944 гг.).

4. Малая родина – хутор Шрамков.

Кроме информации о дате смерти и месте захоронения Ивана Прокофьевича Белюченко в Республике Беларусь, в 2007-2012 годах в ОБД «Мемориал» также имелась сводная информация из документов, уточняющих потери, основанная на донесении Волоконовского районного военного комиссариата (далее -РВК) в адрес Управления по учету погибших и пропавших без вести рядового и сержантского состава (г. Москва). Дата отправки донесения - 22 апреля 1947 года,  исходящий номер – 1/0233.  Дата получения донесения - 30 апреля 1947 года, входящий номер – 30161 с. К донесению прилагался именной список безвозвратных потерь по Волоконовскому РВК Курской области на 44 листах. Именной список составлен на военнослужащих рядового и сержантского состава Репьевского, Волче-Александровского и Старо-Ивановского сельских советов Волоконовского района по форме 2 БП образца 1944 года.

Форма 2/БП (БП – боевые потери) была утверждена Приказом Народного Комиссара Обороны (далее – НКО) № 023 от 14 февраля 1944 года «О введение в действие «Наставления по учёту личного состава Красной Армии (в военное время)». (См.: Наставления. Раздел девятый. Формы учёта и отчётности по безвозвратным потерям личного состава. Форма 2/БП. С. 108-109). Предназначалась для ведения именных списков безвозвратных потерь личного состав одного полка одной дивизии за определённый период боевых действий, например, с 1 июля по 15 июля 1944 года и т.д. Форма 2/БП имела формат А3 и в развёрнутом виде представляла два альбомных листа шириной 288 мм и высотой 407 мм с нарисованной таблицей. Собственно таблица состояла из 12 пронумерованных столбцов, включая порядковый номер военнослужащего (1), фамилию и полное имя и отчество (2), воинское звание (3), должность и специальность (4), партийность (5), год рождения (6), место рождения (7), год и место призыва в армию (8), время и причину убытия (9), место захоронения (10), а также фамилию и полное имя, отчество ближайших родственников (11) и подробный адрес их проживания (12). Приказ НКО № 023 от 14 февраля 1944 года отменял с 1 мая 1944 года приказы НКО 1940 года № 450, 1941 года № 138 и «Табель донесений о численном и боевом составе для действующей армии», введенный директивой Генштаба № Орг/8/524234 от 24 июня 1941 года.

Всего в именном списке Волоконовского РВК числилось 565 человек, в том числе по Староивановскому сельскому совету – 198 человек, из них уроженцев хутора Шрамков – 24 человека. Порядковые номера уроженцев хутора Шрамков – 440-463, в том числе однофамильцев Белюченко – 445-446, 450, 453, 456, 459. Порядковый номер Белюченко Ивана Прокофьевича – 456. Время и причина убытия - пропал без вести в ноябре 1943 года. Год рождения – 1923. Ближайшие родственники – сестра Белюченко Мария Прокофьевна.

Обелиск воинам-землякам в с. Староивановка.
В 1965 году в центре села Староиванока Староивановского сельского совета был воздвигнут обелиск воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Памятник представляет собой композицию из трех железобетонных плит и двадцати плит, установленных на земле под наклоном, с именами 413 погибших воинов - земляков. В центре композиции установлена прямоугольная плита с барельефом лица женщины с факелом и надписью - Никто не забыт – ничто не забыто. На двух боковых плитах - барельефы лиц воинов-красноармейцев. Автор обелиска А.А. Жменя.

В начале девяностых годов двадцатого века сведения из Именного списка безвозвратных потерь по Волоконовскому РВК за 1947 год, касающиеся маминого брата, были включены во второй том Книги Памяти Белгородской области -  Белюченко Иван Прокофьевич, 1924 г. р., Староивановский с/с, х. Шрамков, ряд., 11.1943 г. 

5. Тайны семейного предания.

Как известно в годы Великой Отечественной войны Волоконовский район находился под оккупацией и был освобожден  от немецко-фашистских захватчиков 23 января 1943 года войсками Воронежского фронта в ходе Острогожско - Россошанской наступательной операции. Несомненно, одним из первых в освобожденном районе начал работать Волоконовский РВК, пополняя призывниками ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии (далее - РККА), одновременно проводя персональный учет безвозвратных потерь военнослужащих, семьи которых проживали на территории Волоконовского района. Как известно, персональный учет потерь по Волоконовскому РВК продолжался и после окончания Великой Отечественной войны, в том числе в 1947 году.

В 1947 году исполняющий обязанности Волоконовского райвоенкомата старший лейтенант А. Воробьёв в своем донесение в Управление по учёту погибших и пропавших без вести рядового и сержантского состава отмечал, что семьи  военнослужащих рядового и сержантского состава, представленные в именном списке, «потеряли с ними связь в период войны». Причем родственники этих военнослужащих проживали на территории Волоконовского района Курской области. Одновременно старший лейтенант А. Воробьёв сообщал, что в связи с оккупацией Волоконовского района документы на призывников, призванных на февраль месяц 1943 года в Волоконовском РВК не сохранились. Что касалось наличия писем и адресов у семей военнослужащих, потерявших с ними связь, то у «абсолютного большинства» они не сохранись. «В виду указанных обстоятельств, писал в донесение военком, - райвоенкомату нет возможности установить адреса место службы отдельных военнослужащих с коими семьи потеряли связь».

В этой связи в нашем семейном предании отсутствует информации о действиях Волоконовского РВК относительно опроса семьи Белюченко о прохождении воинской службы Ивана Прокофьевича Белюченко в РККА. Тем не менее, из именного списка Волоконовского РВК за 1947 год следует, что такой опрос, вероятно, был проведен во время обращения сестры Ивана Прокофьевича Белюченко в райвоенкомат. Не случайно ближайшим родственником Ивана Прокофьевича Белюченко в именном списке Волоконовского РВК записана его родная сестра, Мария Прокофьевна Белюченко. 

                                    Выписка из именного списка безвозвратных потерь
                                          по Волоконовскому РВК Курской области.
1947 год.
1. Порядковый номер – 456.
2. Фамилия, имя и отчество - Белюченко Иван Прокопович.
 3. Воинское звание - красноармеец.
4. Должность и специальность - рядовой, стрелок
5. Партийность - беспартийный.
 6. Год рождения - 1923.
7. Какой местности уроженец - Староивановский сельский совет, Волоконовского района, Курской области.
8. Каким РВК призван... с какого года... - Волоконовским, Курской области с 1941.
9. Когда и по какой причине выбыл - считать пропал без вести (Пропал без вести 09. 43)
10. Где похоронен -  не указано.
11. Ближайшие родственники: Родственное отношение, фамилия, имя и отчество - сестра Белюченко Мария Прокопьевна.
12. Где проживают родственники, подробный адрес: хутор Шрамков, Староивановского сельского совета, Курской области.
13. В какой части служил, когда прекратилась связь - адреса нет с 1941 г.

Кроме того, по семейному преданию, мамин брат, Иван Прокофьевич Белюченко, накануне Великой Отечественной войны работал на Сталинградском тракторном заводе (ныне – Волгоградский тракторный завод). Однако в семейном предании отсутствуют какие-либо дополнительные сведения об этом периоде его работы на тракторном заводе. Возможно, он был призван в РККА одним из Сталинградских РВК в 1941 году в семнадцатилетнем возрасте. Однако в настоящее время это является одним из белых пятен нашего семейного предания.

                                                                                                                                Анатолий Шестаков.  
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    14.07.2019 г.


Конец первой части. 

Часть вторая (продолжение).
!-- begin of Top100 code -->