10 мая 2012 г.

Анатолий Шестаков. Сестра солдата с хутора Шрамков.

Посвящается светлой памяти Марии Прокофьевны  Шестаковой (Белюченко).




1.     Хутор Шрамков  (Вместо предисловия).

      В Белгородской области в Волоконовском районе, близ села Староивановка, некогда стоял  хутор Шрамков.
   
   Я не знаю, как и когда образовался этот хутор и откуда у него такое странное   название, но я заинтересовался им в связи с поиском на сайте ОБД «Мемориал» информации о погибших родственниках нашей покойной мамы, уроженки хутора Шрамков… 
    
    Наша мама, Мария Прокофьевна Шестакова, до замужества имела фамилию Белюченко. 
  
   В 1956 году мама вышла замуж за нашего отца, Николая Терентьевича Шестакова, с которым прожила в браке 10,5 лет, вплоть до его смерти в 1967 году…

   В 2009 году, приступая к поиску на сайте ОБД «Мемориал» я имел на руках единственный семейный документ, которым являлось повторное Свидетельство о браке наших покойных родителей, выданное им 15 мая 1963 года, взамен утраченного в результате домашнего пожара в селе Фирсово Долинского района Сахалинской области...

     В Свидетельстве о браке  записаны следующие сведения о месте рождения нашей мамы: село Шрамково, Волоконовский район, Курская область…

   В ходе поиска на сайте ОБД «Мемориал» я выяснил, что, возможно, в мой единственный семейный источник информации вкралась досадная канцелярская ошибка, незаметная для невооруженного глаза.  

 Так при внимательном просмотре на компьютере увеличенной копии Свидетельства о браке видно, что у крайней рукописной буквы «о» в слове «Шрамково» отсутствует верхняя часть, причем, без какого-либо намека на стертость чернил или царапину от пера.

    Более того, на правом конце недописанной буквы «о» есть округлое утолщение, что может также говорить о паузе при удержании  пера, например, во время  сверки названия населенного пункта из другого источника информации, какой  могла быть запись в Книге актов гражданского состояния за 1956 год.

     Всего в Свидетельстве о браке имеется тридцать одна рукописная буква «о», тридцать из которых имеют законченный  вид, что, при соотношении букв «тридцать к одному», с лихвой  хватает на сравнительный анализ крайней буквы «о» в слове «Шрамково».

    Поэтому неудивительно, что вместо реального хутора Шрамков я стал искать на сайте ОБД «Мемориал» совершенно мифическое село Шрамково.

  К счастью, благодаря сайту ОБД «Мемориал» мне удалось навсегда избавиться от многолетнего заблуждения относительно истинного названия малой родины нашей покойной мамы и узнать о хуторе Шрамков...

    Что касается Волоконовского района, то памятуя о лишней букве "о" в слове "Шрамково", я решил еще раз внимательно просмотреть на компьютере увеличенную копию свидетельства о браке на предмет орфографических ошибок в слове "Волоконовский".

      К сожалению, в слове "Волоконовский" вместо третьей буквы "о" я обнаружил букву "а", которая до увеличения на компьютере, практически, ни чем не отличалась от буквы "о" ввиду отсутствия у нее прямолинейного вертикального элемента и укороченной нижней дуги.

    Как известно, в основе строчных букв "а" и "о" лежит единый овал правильной формы, а их отличительной чертой служит прямолинейный вертикальный элемент у буквы "а", который, в свою очередь, заканчивается нижней дугой, равной половине ее высоты.

    Всего в Свидетельстве о браке имеется двадцать пять рукописных букв "а", написанных как слитно, так и раздельно, причем в основе их написания я не увидел какие-либо значительные отличия, кроме укороченных или удлиненных нижних дуг.

    И хотя очередная орфографическая ошибка не повлияла на результаты моего поиска на сайте ОБД "Мемориал", тем не менее, сам факт ее существования остается открытым для нашей семьи...

   Я  подсчитал, что за два года и пятьдесят два дня до бракосочетания наших родителей, на исторической родине нашей мамы уже произошли глубокие административно-территориальные изменения в результате которых, например, Курская область перестала существовать на территории Волоконовского района, а сам район вошел в состав Белгородской области.

   В свою очередь, Белгородская область была образована 6 января 1954 года в результате разукрупнения Курской и Воронежской областей, а потому все, что было до памятной даты ее образования, стало достоянием новой истории административно-территориального деления Белгородской области.

 Однако в день бракосочетания наших родителей, которое состоялось в Сахалинской области 27 февраля 1956 года, им было выдано Свидетельство о браке в котором  Курская область была записана как областное место рождение нашей мамы...

***
   Исторически сложилось так, что в административно-территориальном отношении хутор Шрамков стал находиться именно в Белгородской области, а не в Курской или Воронежской областях…

    К сожалению, судьба многих населенных пунктов всегда связана с риском их упразднения в системе административно-территориального деления нашей страны, как это случилось, например, в Белгородской области с хутором Шрамков.

   Не исключено, что и в Сахалинской области село Первомайское может повторить печальную судьбу хутора Шрамков.
    
      Но это, как говорится, совсем другая история…


2.       Из семейного предания.

   В нашем устном семейном предании существуют крайне разрозненные сведения о родных и близких нашей мамы, Марии Прокофьевны.  При жизни она не любила вспоминать о прошлом, а после ее смерти многое и вовсе осталось неизвестным. Тем не менее, ее  рассказов вполне хватило на то, чтобы со временем у нас возникло семейное предание, а я стал ее первым хранителем, вплоть до сегодняшнего дня. 
К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. нашей маме исполнилось 14 лет. Война перечеркнула всю дальнейшую жизнь  девочки на многие годы и десятилетия вперед. По сути, война осиротила ее, лишила всего, что могло бы сделать ее жизнь другой, более радостной и более счастливой.  Война лишила ее  семьи… 
   Мама рассказывала  мне, что в 40 – м году они очень хорошо жили. Когда началась война, на фронт ушла вся молодежь. Особенно меня поразил ее  рассказ о том, как страшно погибли молодые парни  из ее села во время своего первого и последнего боя с фашистами. Парням выдали одну винтовку на двоих и гранаты. Когда в  чистом  поле их застали немцы, оказалось, что никто из парней не знает, как обращаться с оружием и гранатами. Один чудом уцелевший паренек потом рассказал ей, что немцы даже не стали тратить на них патроны, а просто передавили всех  заживо одним танком. 

    На войну ушли и все мужчины из ее семьи. 

  К сожалению, в нашей семье не сохранились какие-либо письменные свидетельства военных лет о безвозвратных потерях семьи Белюченко в Великой Отечественной войне 1941-1945 годах. Все, что имело отношение к военному прошлому семьи Белюченко, в начале 60-х годов прошлого века навсегда погибло во время страшного домашнего пожара в с. Фирсово Долинского района Сахалинской области. Однако есть семейное предание о брате нашей покойной мамы, который погиб при освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году...


3. "Мой брат погиб под городом Гродно..." 

  Поиск на сайте ОБД "Мемориал" www.obd-memorial.ru дал мне уникальную возможность найти и проследить солдатскую судьбу  маминого брата, о гибели которого десятилетиями повествует наше устное семейное предание.  
  Так, на сайте ОБД "Мемориал"  мною было найдено письменное Донесение Волоконовского районного военного комиссариата Курской области от 22 апреля 1947 года в адрес Управления по учету погибших и пропавших без вести рядового и сержантского состава с приложением Именного списка безвозвратных потерь по Волоконовскому военному комиссариату Курской области на 44 листах.
      Всего в Именном списке числятся 565 человек.
      Мамин брат числится под номером 456.

      Цитирую полную выписку из Именного списка:

- Номер по порядку - 456.
- Фамилия,имя и отчество - Белюченко Иван Прокопович.
- Воинское звание - красноармеец.
- Должность и специальность - рядовой, стрелок.
- Партийность - беспартийный.
- Год рождения - 1923.
- Какой местности уроженец - Староивановский сельский совет, Волоконовского района, Курской области.
- Каким РВК призван... с какого года... - Волоконовским, Курской области с 1941.
- Когда и по какой причине выбыл - считать пропавшим без вести (Пропал без вести 09. 43 (Приписка - А.Ш.).
- Где похоронен -  (Не указано -А.Ш.).
Ближайшие родственники:
- Родственное отношение, фамилия. имя и отчество - сестра Белюченко Мария Прокопьевна.
- Где проживают родственники, подробный адрес - хутор Шрамков, Староивановского сельского совета, Курской области.
- В какой части служил, когда прекратилась связь - адреса нет с 1941 г.

Донесение  И.О. Волоконовского райвоенкома  от 22 апреля 1947 года.


   Цена замены  буквы "ф" на букву "п" в отчествах брата и сестры Белюченко в 1947 году, в будущем оказалась слишком велика для их родственников. И только одно упоминание в  документе  о хуторе Шрамков, по сути, расставило все точки над "и"  в деле поиска на сайте ОБД "Мемориал" информации о родных и близких семьи Белюченко.

   Кроме того, на сайте 
ОБД "Мемориал" представлена Книга Памяти Белгородской области, в которой на странице номер 91 тома второго указаны следующие сведения о мамином брате: Белюченко Иван Прокофьевич, 1924 г. р., Староивановский с/с, х. Шрамков, ряд., 09. 1943 г.

   Несомненно, что в Книге Памяти представлены сведения из Именного списка безвозвратных потерь по Волоконовскому военному комиссариату Курской области за 1947 год, в котором мамин брат считается пропавшим без вести. Однако для нашей мамы он никогда не считался пропавшим без вести, поскольку она знала из письма однополчан, что ее брат погиб под городом Гродно от осколка минометной мины и был похоронен ими в далекой белорусской земле...

   В этой связи на сайте 
ОБД "Мемориал" представлена дополнительная информация о мамином брате, подтверждающая его гибель в Белоруссии...

    Цитирую полную выписку из Сводной информации о человеке:

- Фамилия - Белюченко.
- Имя - Иван.
- Отчество - Прокофьевич.

- Дата рождения - 1921.
- Воинское звание - сержант.
- Дата выбытия - 14 июля 1944.
- Источник информации - захоронения.
- Страна захоронения - Беларусь.
- Регион захоронения - Гродненская область.
- Место захоронения - Гродненский центр, д. Вертелишки.

    Далее на сайте ОБД "Мемориал" можно без труда найти информацию о захоронении в деревне Вертелишки, Информацию из списков захоронения и Учетную карточку воинского захоронения в деревне Вертелишки, составленную  05 мая 1991 года.

     Цитирую полную выписку из Информации о захоронении:

- Номер захоронения в ВМЦ - 3375-68.
- Дата и первичное место захоронения - 1946.
- Дата последнего перезахоронения - 1946.
- Вид захоронения - братская могила.
- Количество могил - 1.
- Захоронено всего - 110.
- Захоронено известных - 110.
- Захоронено неизвестных - 0.
-Кто шефствует над захоронением - агропромышленный к/з-комбинат "Прогресс", Вертелишковская средняя школа.
Информация из списков захоронения.

   Как видно из списка захоронения, с 1946 года на братской могиле было указано полное имя маминого брата, когда как на его родине с 1947 года он был зачислен в списки, как пропавший без вести. Однако, как мы видим дальше, в Информации о списках братского захоронения отсутствует дополнительная 8 графа с указанием места жительства погибших воинов. Как известно, на воинских памятниках, помимо звания, фамилии, имени и отчества погибшего, указываются год  рождения и число, месяц и год гибели. Поэтому мой поиск на сайте ОБД "Мемориал" будет продолжаться.

Учетная карточка воинского захоронения в деревне Вертелишки.




Продолжение следует.
Анатолий Шестаков


!-- begin of Top100 code -->