24 февраля 2017 г.

Анатолий Шестаков. ТАЙНЫ САХАЛИНСКОГО ЛЕСА.

К истории лесозаготовок.


Погрузочная площадка 60-х годов прошлого века.

От автора.
Как известно, Первомайский  леспромхоз (ЛПХ) внес значительный вклад в историю промышленного освоения лесов острова Сахалина после 1945 года, и этот вклад исчислялся миллионами кубометров заготовленной древесины. После развала СССР славная история Первомайского ЛПХ пошла на убыль и в 90-х годах, бесславно закончив свой путь, леспромхоз оказался на задворках сахалинской истории…  

Первоначально Первомайский леспромхоз состоял из нескольких лесопунктов - «Орлиный», «Лиственничный», «Олень» и «Ветровальный», однако к началу семидесятых годов от них остался только ЛЗП «Орлиный» с несколькими мастерскими участками. 

Кроме того, на балансе леспромхоза имелись лесные поселки Рассвет (ЛЗП «Олень») и Светлый (ЛЗП «Лиственничный»), которые были закрыты в конце шестидесятых годов.


В лесу до сих пор сохранились места со следами вырубленных леспромхозовских лесосек, погрузочных площадок, лесных поселков и железнодорожных веток, в том числе 60-х годов прошлого века.   


Портрет Толи Шестакова. 60-е годы прошлого века.
В одном из таких мест, связанных с погрузкой древесины на лесозаготовительном пункте (ЛЗП) «Олень», я побывал в середине ноября 2016 года вместе с лесозаготовительной экспедицией, возглавляемой руководителем ООО «Каскадный» С. В. Устюговым.
      
На погрузочной площадке сохранились штабеля старого леса, остатки железной дороги, большая куча спутанной проволоки и готовые вагонные стяжки. Мне невероятно повезло, что рядом с кучей проволоки я совершенно случайно нашел знакомый металлический предмет с условным названием «муфта-насадка», который был связан с ручной погрузкой древесины в Первомайском леспромхозе.
      
Раритет из прошлого напомнил мне о временах, когда я совершил свое самое первое в детстве путешествие, которое состоялось пятьдесят лет тому назад из лесного поселка Рассвет на погрузочную площадку ЛЗП «Олень».
      
Собственно о тайнах сахалинского леса пойдет сегодня речь на страницах моего любительского блога «Pervomaiskiy».

1. Раритет из прошлого.
     
В первой половине шестидесятых годов прошлого века в Первомайском (Муйском) леспромхозе на ЛЗП «Олень» существовала погрузка круглого леса с эстакад на железнодорожные платформы вручную с использованием простейшего погрузочного станка.
      
Собственно работа по погрузке начиналась с того, что на платформе крепились с обеих сторон деревянные вагонные стойки и, в зависимости от длины бревна (сортимента), на некоторые из этих стоек сверху надевали две муфты со штырями. Затем между штырей укладывали подъемные бревна (накатники) и фиксировали их у нижнего основания.


 Вид муфты-насадки через пятьдесят лет.
      
После установки станка два рабочих приступали к погрузке и вручную, толкая вверх по накатнику бревна, сбрасывали их сверху на платформу. Высота самой верхней точки погрузочного станка составляла примерно 1,3 - 1,5 метра.
     
Таким образом, муфта являлась важнейшим элементом погрузочного станка, которая позволила Первомайскому леспромхозу отказаться от создания  на погрузочной площадке громоздкой стационарной установки для ручной погрузки древесины.
      
Собственно муфта-насадка была изготовлена из металлического прута длиной 157 сантиметров и диаметром 2 см и состояла из трех металлических колец разных диаметров. Кольца на разной высоте крепились электрической сваркой к четырем параллельным штырям длиной, примерно, 22 сантиметров каждый.

      Кольца имели следующие размеры:
      Нижнее кольцо - внутренний диаметр 14, 7 см, внешний -16, 7 см.
      Среднее кольцо - внутренний диаметр 13,9 см, внешний -15, 9 см.
      Верхнее кольцо - внутренний диаметр 12,6 см, внешний -14,6 см.
     
 Внутреннее расстояние между нижним и средним кольцами по высоте их крепления к четырем штырям составляло 11,3 сантиметра, а между средним и верхним кольцами – 7,5 сантиметров.

Вид муфты-насадки на деревянной стойке. Реконструкция.
      
На верхней плоскости муфты, по границе внешнего диаметр кольца (14,6 см), была дополнительно прикреплена электрической сваркой скоба длиной 10,6 сантиметров и двумя штырями высотой 12 сантиметров. При этом основание скобы служило нижним фиксатором при насадке муфты на вагонную стойку, а два ее штыря фиксировали положение подъемного бревна (накатника), диметром, примерно, 10 сантиметров, которое тесаными сторонами вставлялось между этими штырями. При этом верхняя часть накатника  выступала на несколько сантиметров выше штырей, чтобы не препятствовать свободному прохождению «баланса» перед сбросом его на платформу.
      
Следует отметить, что у найденной муфты отсутствовал один штырь, который, вероятно, был сломан во время ее эксплуатации, то есть во время погрузки «баланса» на железнодорожную платформу. Причем муфта поведена со стороны сломанного штыря, таким образом, словно это произошло при резком обрушении «баланса», которое и вызвало деформацию данной муфты. Остается только надеяться, что найденная муфта не стала причиной для несчастного случая во время погрузки «баланса» из-за внезапной поломки штыря.

2. ЛЗП «Олень»

В 1965 году ЛЗП «Олень» заготовил около семидесяти тысяч кубометров древесины, причем основным видом транспорта по вывозке древесины с погрузочных площадок являлась узкоколейная железная дорога колеи 750 мм (УЖД-750 мм).
    
По своему назначению это была магистральная железнодорожная ветка, которая начиналась от станции «Лесная» (Поселок «40-й километр» - А.Ш.) и заканчивалась на самой дальней погрузочной площадке, которая находилась  в лесном квартале № 71 Таежного лесничества бывшего Первомайского лесхоза.



Куча спутанной проволоки в лесу, назначение которой
сегодня трудно установить.
  
Общее расстояние от станции «Лесная» до конечной погрузочной площадки составляло, примерно,  22 километра, а от Первомайска на шесть километров больше, то есть 28 километров.
      
Железнодорожная ветка имела две главные и две конечные остановки поезда. Первая остановка поезда находилась в семи километрах от станции «Лесная» на погрузочной  площадке лесозаготовительного пункта (ЛЗП) «Ветровальный» под названием «Заря».
      Справка. 
В сентябре 1961 году над территорией Таежного лесничества прошел мощный тайфун «Нэнси», который обрушился  на предгорья и возвышенные плато в бассейнах рек Витница и Голубиха и, двигаясь с юго-запада на северо-восток, уничтожил 1156600 кубометров древесины на площади 8909 га (гектар).    
   
В 1964 - 1966 годах разработку ветровальной древесины производил ЛЗП «Ветровальный» Первомайского леспромхоза, который за три года смог освоить всего лишь 323 га от всей площади ветровала.
      
Вывозка древесины от лесосек с ЛЗП «Ветровальный» до погрузочной площадки «Заря» производилась автомобильным транспортом, который хорошо себя зарекомендовал в условиях горных дорог.
    
Автомобильная дорога длиной 25 километров начиналась от погрузочной площадки «Заря» и пересекала Таежное лесничество с севера на юг, начиная с верховья реки Оленья и заканчивая верховьем реки Водоросль.
      
В 1965 году ЛЗП «Ветровальный» заготовил 86,6 тысяч кубометров древесины.
  
В 1966 году древесина, потеряв свои товарные качества из-за большого распространения «периферической гнили», которые вызывают «сапрофитные грибы», стала непригодной для заготовки и ЛЗП «Ветровальный» прекратил свое существование.
    
Что касается названия погрузочной площадки «Заря», то ее, вероятно, назвали в честь горы «Заря» (321.5 м), которая расположена южнее станции «Лесная» на левом берегу р. Сороковая.   
   
Как распутать клубок проволоки?
Вторая остановка  поезда находилась в пяти километрах от погрузочной площадки «Заря» в лесном поселке Рассвет, принадлежавший Первомайскому леспромхозу.
     
Первая конечная остановка поезда, которая просуществовала вплоть до 1965 года, находилась, примерно, в десяти километрах от поселка Рассвет в квартале № 71 Таежного лесничества.
     
Вторая конечная остановка возникла позднее и была на три-четыре километра ближе к Рассвету и находилась в квартале № 64 Таежного лесничества.



Виды направлений бывшей железной дороги на местности

 в районе погрузочной площадки.
В этой связи следует отметить, что в 1965 году основные лесозаготовки на ЛЗУ «Олень» стали проводиться в квартале № 64 Таежного лесничества Первомайского лесхоза, куда заранее  от магистральной железнодорожной ветки был проложен временный железнодорожный, ус длиной, примерно, два-три километра. Ус проходил в верховья реки Ровной (река Лесная) сначала по левому берегу реки, затем пересекал ее и уже по правому берегу, минуя нашу погрузочную площадку, уходил вдоль реки в квартал № 54 Таежного лесничества.
    
В плановом отношении железнодорожный ус проходил между погрузочной площадкой и рекой Ровной. Следовательно, погрузка леса осуществлялась с правой стороны платформ по ходу движения поезда вниз по реке Ровной.
   
В лесохозяйственном отношении погрузочная площадка находилась в лесном квартале № 64 Таежного лесничества Первомайского лесхоза.


Речка Ровная (Лесная). Направление течения сверху - вниз.
В лесу я впервые увидел трактор ТДТ-40М, который доставлял на погрузочную площадку пачку вагонной стойки. Отличительной особенностью этого трактора являлась передняя наклонная стенка кабины, каркас которой был изготовлен из деревянных брусков и обшит бакелизированной влагостойкой фанерой.
   
Трелевочный гусеничный дизельный трактор «ТДТ-40М» с максимальной мощностью двигателя в 50 л. с. выпускался Онежским тракторным заводом с 1957 года и был предназначен для трелевки (подвозки) «мелкого» и «среднего» леса. Рейсовая нагрузка при трелевке деревьев вершинкой вперед составляла 8 плотных кубометров.


Руководитель ООО "Каскадный" Сергей Викторович  Устюгов
 объясняет назначение вагонных стяжек
 на погрузочной площадке.
Что касается лесосек на ЛЗП «Олень», то они находились в лесных массивах, которые входили в центральный лесоэкономический район Сахалинской области, который, в свою очередь, являлся основным поставщиком сырья для целлюлозно-бумажных комбинатов Сахалинской области (ЦБК). Доставка древесины (сырья) в ЦБК осуществлялась через станцию «Лесная» на нижний склад Первомайского леспромхоза в поселке Победино (пункт вывозки), где древесина перегружалась на платформы Сахалинской железной дороги колеи 1067 мм и направлялась в Поронайский ЦБК.


Вагонные стяжки на деревянные стойки 

изготовленные в лесных условиях.
В 1966 году Первомайский леспромхоз отказался от вывозки древесины по железной дороге с ЛЗП «Олень» в связи с переходом на автомобильный вид лесовозного транспорта, который позволил наладить промышленную вывозку заготовленной древесины непосредственно в Первомайск. Однако Первомайский леспромхоз так и не смог до конца отказываться от эксплуатации железной дороги на участке Первомайск - Победино вплоть до развала СССР. Как известно железная дорога Первомайск - Победино была демонтирована в июне – сентябре 2016 года. 
3. Поселок Рассвет.

Итак, ближайшим населенным пунктом к местам лесосечных и погрузочных работ в шестидесятых годах являлся лесной поселок Рассвет, в котором на постоянной основе проживали рабочие ЛЗП «Олень».  Кроме них на ЛЗП трудились рабочие из Первомайска, которые каждый день ездили в лес на рабочем поезде. При этом рабочий поезд делал короткую остановку в поселке Рассвет, забирал поселковых рабочих и доставлял их вместе с остальными на лесоучастки и погрузочные площадки.  Вечером все происходило в обратном порядке и рабочий поезд, сделав остановку на Рассвете и высадив часть рабочих, убывал вновь в Первомайск.
      
Зимой рабочий поезд обычно состоял из двух пассажирских вагонов нового образца (тип ПВ-40), каждый на сорок мест, а летом из одного вагона ПВ-40 и одного самодельного открытого пассажирского вагона, сделанного на базе грузовой платформы. Пассажирские вагоны открытого типа были деревянными, имели один боковой вход для посадки и высадки с перрона, а также сплошные сиденья вдоль бортов. Высота бортов была, примерно, до уровня плеч обычного среднего человека в сидячем положении. Открытые  пассажирские вагоны существовали в Первомайском леспромхозе с начала пятидесятых годов до 1968 года.



Рассветовская сельская библиотека Смирныховского района
 Сахалинской области.
Штамп.
Поселок Рассвет располагался на обоих берегах реки Оленьей и был связан между собой широким пешеходным мостом и таким же широким тротуаром.
 
Общий вид местности вокруг поселка был типично тундровым, хотя на сопках, протянувшихся вдоль реки до Поронайской долины, стояли в основном елово-пихтовые леса.
     
Так на правом берегу реки, в долине, до самых гор среди багульника произрастала лиственница, а на левом берегу, где сопки вплотную подступали к реке, прямо за домами произрастала ель и пихта. При этом часть домов на левом берегу реки Оленья находилась на пологой оконечности склона сопки, а часть домов располагалась непосредственно в долинной части реки.
     
Железная дорога с разъездом находилась на правой стороне реки Оленья между рекой и правой стороной поселка. Железнодорожный разъезд состоял из трех ниток путей, нескольких стрелочных переводов и одного короткого тупика. В поселке имелась автодрезина несъемного типа Димиховского машиностроительного завода  ПД-1.
   
Вдоль путей располагались основные производственные, культурные и хозяйственные постройки, а уже за ними находились жилые постройки, ясли и медицинский пункт. Все жилые постройки были связаны деревянными тротуарами, которые вели к большой площадке, которая находилась рядом с железной дорогой. По сути это была центральная площадь Рассвета с отличной волейбольной площадкой и скамейками для зрителей. Рядом с волейбольной площадкой находился клуб с библиотекой, бильярдной и вместительным кинозалом с длинными деревянными скамейками вместо кресел. Здесь же находилась начальная школа поселка Рассвет с обучением учеников до четвертого класса, которая располагалась в одном здании с конторами ЛЗП «Олень» и Таежного лесничества, а также  рабочая столовая.


В честь Рассвета названо лесное урочище,
которое можно найти на карте.
Речка Ровная тоже указана.
На левой стороне поселка располагались в основном жилые постройки, в том числе три общежития барачного типа, а также  отдел милиции, торговый киоск, вещевой склад и баня.
      
Что касается общежитий, то это были огромные многоквартирные бараки, в которых одновременно могли проживать более двести человек рабочих.
      
Бараки имели печное отопление и топились самими жильцами. Дрова для отопления бараков привозили в хлыстах, которые жильцы пилили двуручными пилами.
      
В бараках проживали рабочие, большинство из которых в шестидесятых годах не имели никакого отношения к своему добровольному пребыванию в столь отдаленных местах на острове Сахалине.
    
Например, один из них - Александр Иванович Поляков, 1921 года рождения, ленинградец, художник и скульптор, создал бюст Героя Советского Союза Леонида Смирных, который был установлен в 1972 году в районном центре Смирных. Однако с 1960 года Александр Иванович являлся рабочим Первомайского леспромхоза, до середины 60-х годов проживал в поселке Рассвет, а затем  переехал на постоянное место жительства  в село Первомайское (Первомайск).


Трактор моего детства ТДТ-40M.
Наш дом находился на левом берегу реки Оленьей в районе трех бараков, куда мы переехали в 1964 году из села Фирсово Долинского района Сахалинской области.
      
Поселок был радиофицирован, в том числе имелся один общий громкоговоритель на столбе у здания конторы, и электрифицирован. Телефонная связь с Первомайском осуществлялась по диспетчерской линии узкоколейной железной дороги.
      
В поселке также проживали кадровые рабочие Первомайского леспромхоза вместе со своими семьями и детьми, в том числе семьи работников Таежного лесничества Первомайского лесхоза.
      
Поселок Рассвет был закрыт летом 1966 года, а 10 апреля 1973 года официально исключен из списка населенных пунктов Сахалинской области.
      
В поселке осталось кладбище, на котором могилы безвестных работников бывшего Первомайского леспромхоза.

Послесловие.

Свою находку я привез домой, как раритет из прошлого, с которым у меня были связаны воспоминания о первой поездке в лес. Большой мечтой многих моих сверстников в детские годы было желание прокатиться в рабочем поезде до лесоучастка и обратно.  В этом смысле мне здорово повезло, потому что однажды, благодаря отцу, Шестакову Николаю Терентьевичу, который взял меня с собой в лес, я впервые увидел там свою будущую находку в действии.
      
Всю дорогу я мечтал увидеть в лесу «кубики», о которых говорил рабочим перед отправкой поезда человек в милицейской форме, требуя от них делать как можно больше «кубиков». Я тихо спросил отца о назначении этих «кубиков», но он попросил меня потерпеть до приезда в лес, где все узнаю сам.
      
Действительно, в лесу я впервые узнал о том, чем детские кубики отличаются от взрослых, круглых, «кубиков».
      
Целый день я находился невдалеке от погрузки и наблюдал, как мой отец со своим напарником толкали бревна на платформу, делая «кубики», а на вагонных стойках красовались ажурные муфты-насадки.
Анатолий Шестаков.

Примечания.
В ходе работы над статьей были использованы материалы инвентаризации лесов 1958 года и материалы лесоустройства 1966 и 1970 годов.
Копия статьи направлена на сайт газеты «Советский Сахалин» 23 февраля 2017 года. Опубликована на сайте "Советский Сахалин" 23 февраля 2017 года в 17:05. См. http://sovsakh.ru/taynyi-sahalinskogo-lesa-k-istorii-lesozagotovok/ .
Ссылка на статью обязательна.
Адрес для ссылки www.pervomaiskiy.blogspot.com


!-- begin of Top100 code -->