15 июня 2017 г.

Анатолий Шестаков. ЛЕСНЫЕ МОНСТРЫ КАРАФУТО.

К истории строительства железной дороги Комсомольск – Победино на Сахалине, тоннельного перехода и паромной переправы 
через Татарский пролив
(1950-1953 гг.).

Новая версия.


Остров Сахалин. 
Фрагмент топографической карты СССР-РСФСР 
издания 1962 года с видом на Погиби и Лазарев.
Масштаб карты 1 : 1000000 (в 1-м сантиметре 10 километров).
Как известно, становление советской целлюлозно-бумажной промышленности на острове Сахалине (1945-1950 гг.) происходило на фоне послевоенного восстановления лесной промышленности СССР вообще и целлюлозно-бумажной промышленности в частности. В этом смысле целлюлозно-бумажные фабрики Южного Сахалина, доставшийся СССР в результате Победы над Японией имели большое союзное значение, так как целлюлозно-бумажная промышленность СССР находилась в крайне тяжелом  положении.
     
Так, в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) в СССР были выведены из строя ряд крупных целлюлозно-бумажных комбинатов, бумажных фабрик и целлюлозных заводов на территории РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР и Карелии. При этом сильно пострадали Сегежский, Окуловский, Светогорский, Таллинский, Понинковский, «Герой труда», «Слока», Сясьский, Дубровский, Выборгский, Харлу и Кондопожский целлюлозно-бумажные комбинаты, бумажные фабрики имени Горького, «Гознак», имени Володарского, Малинская, Троицко-кондровская группа предприятий, а также целлюлозные заводы Приозерский, «Кехра», Питкяранта и другие предприятия целлюлозно-бумажной промышленности СССР. Что касается Дубровского целлюлозно-бумажного комбината в Ленинградской области, то он даже не подлежал восстановлению.
    
Тем не менее, в годы четвертой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.) перед целлюлозно-бумажной промышленностью СССР была поставлена задача по ее скорейшему восстановлению и росту объемов производства, превышающий довоенный 1940 год, который являлся самым высоким по выпуску в СССР (в тысячах тоннах) бумаги (812,4), картона (150,8), целлюлозы (529,0) и древесной массы (250,8).

Следует отметить, что в четвертой  пятилетке, которая была выполнена за четыре года и три месяца, в 1950 году был значительно превышен рост объемов основных видов продукции целлюлозно-бумажной промышленности относительно довоенного 1940 года (в тысячах тоннах) по бумаге (1180,0), картону (305,0), целлюлозе (1100,0) и древесной массе (436,0).

Несомненно, целлюлозно-бумажные предприятия Южного Сахалина в годы четвертой пятилетки смогли внести весомый вклад в общий рост основных видов продукции, не смотря на трудности «переходного периода» (1945-1946 гг.) и налаживания работы на этих предприятий в условиях выполнения пятилетки до и после замены японского обслуживающего персонала советскими рабочими и инженерно-техническими кадрами. Так общий объем продукции целлюлозно-бумажной промышленности Южного Сахалина за годы четвертой пятилетки составил 31 процент от общего объема основных видов продукции, выпущенной в СССР в 1940 году, в том числе по бумаге - 334,1 тысяч тонн (41%), картону - 28,6 тысяч тонн (19%) и целлюлозе - 180,0 тысяч тонн (34%).

Не секрет, что в годы четвертой пятилетки целлюлозно-бумажные фабрики Южного Сахалина в основном использовали древесину, заготовленную в южно-сахалинских лесах, простиравшихся к югу от 50-й параллели северной широты, которые в технологическом отношении были вполне приспособлены для заготовки и сплава древесины после 1945 года. Однако леса Южного Сахалина достаточно долго находились в условиях жесточайшей японской эксплуатации и могли просто не обеспечить в будущем выполнение государственного плана в больших объемах. По советским данным тех лет промышленные леса Южного Сахалина, особенно темнохвойные, были сильно истощены японцами в результате интенсивных рубок или уничтожены лесными пожарами.

Так начиная с 20-х годов прошлого века, японцы доводили интенсивность рубок на Карафуто от трех до пяти миллионов кубометров древесины в год, в результате чего к 1945 году было заготовлено 117 миллионов кубометров древесины. Причем большим стимулом для увеличения лесозаготовок, помимо строительства железных дорог, послужило строительство целлюлозно-бумажных фабрик на Карафуто, которые, в свою очередь, стали строиться благодаря большим запасам ели и пихты, являющихся основным сырьем для производства бумаги и целлюлозы. При этом лесозаготовки на Карафуто носили сезонный характер и проводились в основном в зимнее время, где рубка и трелевка древесины велась вручную, вывозка - на лошадях, а основным видом доставки древесины до потребителя являлся лесосплав. Лесоза­готовительных предприятий работающих по типу советских леспромхозов у японцев на Карафуто не было. Поэтому после 1945 года для обеспечения целлюлозно-бумажных фабрик древесиной необходимо было как можно быстрее включить в эксплуатацию лесные массивы Северного Сахалина, в первую очередь, доступные для лесосплава на Южный Сахалин.

Лесосплав являлся единственно доступным средством транспорта леса на Южный Сахалин из-за 50-й параллели северной широты в условиях отсутствия на Северном Сахалине общих сетей железных и шоссейных дорог. При этом важную роль для лесосплава играла река Поронай, как большая магистральная река, способная доставить в пункт назначения город Поронайск выплавленную с малых рек (притоков) по высокой воде сотни тысяч кубометров заготовленной древесины.

Однако ввод в эксплуатацию лесов Северного Сахалина, лежащих за пределами бассейна реки Поронай, мог осуществиться только при наличии железной дороги, которая бы обеспечивала бесперебойную доставку древесины на целлюлозно-бумажные предприятия Южного Сахалина, в том числе в условиях круглогодичного лесооборота поездов.
     
В этой связи Постановление Совета Министров СССР «О строительстве железной дороги Комсомольск – Победино на Сахалине, тоннельного перехода и паромной переправы через Татарский пролив»* от 5 мая 1950 года являлось своевременным решением вопросов относительно дальнейшего развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности на острове Сахалине в пятой пятилетке (1951-1955 гг.). Не исключено, что решение о строительстве железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Котон (Победино) могло быть связано, в первую очередь, с развитием целлюлозно-бумажной промышленности СССР на Дальнем Востоке на базе уже существующих целлюлозно-бумажных фабрик Южного Сахалина. Однако, несмотря на вложенные страной значительные силы и средства в это строительство, проект был закрыт в 1953 году после смерти И.В. Сталина и целлюлозно-бумажные фабрики Южного Сахалина в итоге могли рассчитывать только на сахалинскую древесину. Таков был печальный конец самого грандиозного проекта на Дальнем Востоке в послевоенной истории СССР, который так и остался неосуществленным, вплоть до наших дней.

В настоящее время на острове Сахалине могут отсутствовать важнейшие экономические предпосылки для возобновления строительства тоннельного или мостового перехода через Татарский пролив, как это было в 50-х годах двадцатого века. Однако существует мнение, что строительство моста или туннеля через Татарский пролив может заинтересовать Японию, которая, возможно, когда-нибудь рассмотрит остров Сахалин в качестве природного мостового перехода между Японией и Европой и со своей стороны подымет вопрос о строительстве тоннеля под проливом Лаперуза. Насколько вторая попытка окажется удачной – покажет время, но пока еще никому не удалось соединить остров Сахалин с материком, не говоря уже о Японских островах.
     
Что касается былых монстров Карафуто - целлюлозно-бумажных фабрик, то от них остались одни лишь трубы, да стены, к которым сегодня так не равнодушны японские туристы. Неудивительно, если они будут гордиться у старых стен историей своей страны, забыв, что когда-то Япония создала на Южном Сахалине девять прожорливых монстров, чуть не погубивших темнохвойные леса острова Сахалина и Дальнего Востока. Но это уже другая история…

                                                                                                                             Анатолий Шестаков.


Мои основные источники.

1. Лес – национальное богатство советского народа. М. 1967.
2. Исторические чтения № 2. Ю.-Сах. 1996-1997.
3. М.С. Высоков. Экономическое развитие Сахалинской области после второй мировой войны: Становление, расцвет и крушение социалистической модели развития  на территории Российской островной колонии.           4. Леса Дальнего Востока. М. 1969.

К сведению читателей блога сообщаю, что 14 июня 2017 года статья " Лесные монстры Карафуто" была направлена в адрес газеты "Советский Сахалин" (Без приложения). 
Ссылка на статью обязательна. 


ПРИЛОЖЕНИЕ*.

«Постановление Совета Министров СССР «О строительстве железной дороги Комсомольск – Победино на Сахалине, тоннельного перехода и паромной переправы через Татарский пролив»
05.05.1950

№ 1795-702сс
Москва, Кремль
Сов[ершенно] секретно

В целях соединения железных дорог Южного Сахалина с общей сетью дорог СССР, Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Считать необходимым, построить в течение 1951–1955 гг. железную дорогу от Комсомольска-на-Амуре через Татарский пролив до Победино на Южном Сахалине, тоннель под Татарским проливом в районе мыса Лазарева – Погиби и паромно-ледокольную железнодорожную переправу через Татарский пролив южнее тоннельного перехода, с одновременным увеличением пропускной способности паромной переправы через р. Амур в Комсомольске-на-Амуре.

Возложить:

 проектирование и строительство железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино и паромной переправы через Татарский пролив – на Министерство внутренних дел СССР;

проектирование и строительство тоннеля под Татарским проливом – на Министерство путей сообщения;

проектирование и строительство самоходных паромов для железнодорожной паромной переправы через Татарский пролив и для паромной переправы через р. Амур в Комсомольске-на-Амуре – на Министерство судостроительной промышленности.

2. Обязать Министерство внутренних дел СССР и (т. Круглова) Министерство путей сообщения (т. Бещева):

а) проектирование и строительство железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино производить на пропускную способность 24 пары поездов в сутки, обеспечив открытие временного движения поездов в 1953 г. на 9 пар поездов в сутки и окончание работ в 1955 г. на 24 пары поездов в сутки;

б) обеспечить открытие сквозного железнодорожного движения до Победино. посредством паромной переправы через Татарский пролив одновременно с железной дорогой – в 1953 г.;

в) обеспечить проектирование и строительство тоннеля под Татарским проливом и железнодорожных подходов к нему на пропускную способность 24 пары поездов в сутки с окончанием работы в 1955 г.

     3. Обязать Министерство внутренних дел СССР (т. Круглова) для обеспечения проектирования и строительства железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино и паромной переправы через Татарский пролив провести следующие мероприятия:

     а) возложить на ГУЛЖДС и Желдорпроект Министерства внутренних дел СССР (тт. Гвоздевского и Червякова) изыскания, проектирование и строительство железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино и осуществить по следующим направлениям:

Комсомольск-на-Амуре вдоль правого его берега – мыс. Лазарева – Погиби (на острове Сахалин) – по долине реки Тымь – Дербинское – Победино с веткой от Дербинское на Александровск;

б) приступить немедленно к изысканию и проектированию железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино и начать в 1950 г. подготовительные работы по строительству этой дороги с двух сторон – от Комсомольска-на-Амуре и от Победино на Сахалине;

в) приступить немедленно к изысканию, проектированию и проведению подготовительных работ по строительству паромной железнодорожной переправы через Татарский пролив; трассу паромной переправы расположить южнее тоннельного перехода с учетом наиболее благоприятных гидрографических условий и ледового режима;

г) возложить непосредственное выполнение работ по строительству участка железной дороги Комсомольск-на-Амуре – мыс Лазарева на Нижнеамурлаг Министерства внутренних дел СССР, соответственно усилив его кадрами и ресурсами;

д) организовать на острове Сахалин строительство № 506 и исправительно-трудовой лагерь Министерства внутренних дел СССР, для строительства железнодорожной линии Погиби – Победино;

е) организовать строительство № 507 и исправительно-трудовой лагерь Министерства внутренних дел СССР, для непосредственного выполнения строительства паромной переправы через Татарский пролив и Приморскую проектно-изыскательскую экспедицию для выполнения проектно-изыскательных работ по паромной переправе;

ж) направить в 1950–1951 гг. на строительство указанной железной дороги и паромной переправы людские и материальные ресурсы строительства № 505 Министерства внутренних дел СССР, в связи с полным окончанием в 1951 г. строительства железной дороги Наушки – Улан-Батор;

з) в целях удешевления строительства, разработать совместно с Министерством путей сообщения и представить в месячный срок в Совет министров СССР на утверждения облегченные технические условия на проектирование и строительство железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино, предусмотрев максимальное использование местных строительных материалов для всех сооружений, минимальные объемы работ и простейшие типы сооружений и зданий, строительство (на первые годы эксплуатации) служебных, жилых и коммунально-бытовых зданий в размере 50 % от действующих норм;

и) организовать строительные работы с широким применением временных высокопроизводительных механизмов (бульдозеров, скреперов, экскаваторов, путеукладчиков, компрессоров, баластеров, передвижных кранов, думпкаров и большегрузных автосамосвалов).

4. Назначить:

начальником строительства железной дороги Комсомольск-на-Амуре – мыс Лазарева – т. Орловского И.И., главным инженером строительства Замахаева А.П.; начальником строительства железной дороги Погиби – Победино – Потемкина Н.Ф.; главным инженером строительства – т. Гильнер Н.К.; начальником строительства паромной переправы через Татарский пролив – т. Арайс Я.Ф. и начальником Приморской проектно-изыскательской экспедиции по проектированию паромной переправы – т. Зализняк В.В.

5. Обязать Министерство путей сообщения (т. Бещева):

а) немедленно приступить к проектированию и проведению подготовительных работ по строительству тоннельного перехода под Татарским проливом, обеспечив окончание строительства тоннеля в 1955 г.;

 б) возложить проектирование строительства тоннеля под Татарским проливом в районе мыса Лазарева – Погиби на Главтоннельметрострой и Метропроект (тт. Самодурова, Кабанова);

в) организовать проектно-изыскательскую экспедицию Метропроекта (с выездом экспедиции в район строительства) для непосредственного выполнения изысканий и проектирования тоннельного перехода под Татарским проливом;

г) для строительства указанного тоннеля организовать строительное управление № 6 министерства, укомплектовав необходимым количеством руководящего, инженерно-технического и административного персонала;

д) организовать в составе Главтоннельметростроя производственно-технический отдел и конструкторское бюро по проектированию специальных механизмов по строительству тоннеля под Татарским проливом;

е) при проведении проектно-изыскательских работ по строительству указанного тоннеля предусмотреть:

эксплуатацию тоннельного железнодорожного участка с подходами, электрической тягой, исключив при этом строительство приточно-вытяжных вентиляционных шахт как в проливе, так и на берегу;

вентиляцию тоннеля специальными устройствами с порталов и установку влагоустойчивой аппаратуры и оборудования;

электростанцию для питания электроэнергией тоннеля и электрифицированного участка железной дороги, расположив ее скрытно на расстоянии не ближе 50–60 км от трассы тоннеля.

Для маскировки трассы тоннеля построить на расстоянии 40–50 км в сторону от тоннеля ложные ориентиры тоннеля.

6. Назначить:

начальником строительства № 6 Министерства путей сообщения т. Ермолаева Н.А., главным инженером строительства т. Дьяконова Л.П.;

начальником проектно-изыскательской экспедиции Метропроекта по проектированию тоннеля т. Ленина В.М.

7. Обязать начальника строительства № 507 МВД СССР т. Арайс и начальника Приморской проектно-изыскательской экспедиции Желдорпроекта МВД СССР т. Зализняк обеспечить проведение необходимых изысканий и исследований гидрографических условий и ледового режима в Татарском проливе, а также сбор других данных, нужных для составления тактико-технического задания на проектирование морского железнодорожного парома ледокольного типа.

В связи с этим включить в состав Приморской экспедиции Желдорпроекта МВД СССР: от Гидропроекта МВД СССР – т. Российского и т. Щербина, от Союзморпроекта Министерства морского флота – главного инженера Дальморпроекта т. Колокольцева, от Центровоенморпроекта Военно-Морского министерства – начальника Владивостокского отделения т. Афанасенко, от Государственного океанографического института т. Назарова, от Главного управления Северного морского пути при Совете министров СССР – начальника отдела т. Попова, от Министерства судостроительной промышленности – главного инженера ЦКБ-51 т. Андрютина и заместителя главного конструктора СКБ-194 т. Пафомова.

Всему составу экспедиции немедленно выехать в район изысканий паромной переправы и на основе обследований и полученных данных разработать и в двухмесячный срок представить в МВД СССР тактико-техническое задание на строительство парома.

8. Обязать Министерство внутренних дел СССР (т. Круглова) и Министерство путей сообщения (т. Бещева) по согласованию с Министерством судостроительной промышленности не позже 1 августа 1950 г. утвердить и передать Министерству судостроительной промышленности тактико-техническое задание на проектирование морского железнодорожного парома ледокольного типа, вмещающего железнодорожный состав весом до 1500 т, для обеспечения железнодорожной переправы через Татарский пролив.

9. Обязать Министерство судостроительной промышленности (т. Малышева):

а) построить к навигации 1953 г. два морских железнодорожных парома ледокольного типа в соответствии с тактико-техническим заданием Министерства внутренних дел СССР и Министерства путей сообщения для железнодорожной паромной переправы через Татарский пролив;

б) построить для Министерства путей сообщения на Комсомольском заводе два самоходных парома по проекту № 723-бис для железнодорожной паромной переправы через реку Амур в городе Комсомольске-на-Амуре, из них один к началу навигации 1952 г. и второй к началу навигации 1953 г.;

в) в трехмесячный срок после получения от Министерства внутренних дел СССР и Министерства путей сообщения тактико-технического задания на строительство железнодорожного морского парома ледокольного типа, разработать эскизный проект этого парома и представить на утверждение в Совет министров СССР;

г) представить в двухнедельный срок в Совет министров СССР предложения о мероприятиях по обеспечению проектирования и постройки паромов для железнодорожной переправы через Татарский пролив и реку Амур.

10. Обязать Военно-Морское министерство (т. Юмашева), Министерство морского флота (т. Новикова), Министерство судостроительной промышленности (т. Малышева), Главсевморпути при Совете министров СССР (т. Кузнецова) и Главное управление гидрометеорологической службы при Совете министров СССР (т. Шулейкина);

а) командировать специалистов, перечисленных в п. 7 настоящего постановления, для работы в составе Приморской экспедиции Желдорпроекта МВД СССР по изысканиям строительства паромной железнодорожной переправы через Татарский пролив к разработке тактико-технического задания на проектирование парома;

б) передать Приморской экспедиции Желдорпроекта МВД СССР имеющиеся в проектно-изыскательских и научно-исследовательских организациях гидрологические, геологические и другие материалы, относящиеся к району железнодорожного перехода через Татарский пролив.

11. Обязать Военно-Морское министерство выполнить силами Гидрографического отдела Тихоокеанского Военно-морского флота необходимые для проектирования железнодорожной паромной переправы гидрографические и промерные работы в районе перехода через Татарский пролив.

12. Обязать Министерство внутренних дел СССР провести работы по усилению пропускной способности на участке Комсомольск-на-Амуре – ст. Селихин (52 км железнодорожной линии Комсомольск – Советская Гавань) до 18 пар поездов.

13. Обязать Министерство внутренних дел СССР (т. Круглова) и Министерство путей сообщения (т. Бещева) представить в двухдневный срок в Госснаб СССР заявки на материальные ресурсы, оборудование, транспорт, горючее и топливо, необходимые для проведения проектно-изыскательских работ, подготовительных работ по строительству железной дороги, тоннеля и железнодорожного парома через Татарский пролив в 1950 г., предусмотрев необходимый завоз материальных ресурсов в районы строительства на межнавигационный период 1950–1951 гг.

Госснабу СССР (т. Кагановичу) рассмотреть в декадный срок заявки Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения СССР и представить в Совет министров СССР предложения о выделении необходимых материалов.

14. Утвердить прилагаемые мероприятия по организации проектирования и строительства железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино, железнодорожного парома и тоннельного перехода под Татарским проливом.

Председатель Совета Министров Союза ССР  И. Сталин

Управляющий делами Совета Министров СССР  М. Помазнев


Приложение к постановлению Совета министров СССР от 5 мая 1950 г.

№ 1795-702сс
Сов[ершенно] секретно

Мероприятия по организации проектирования и строительства железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино, тоннельного перехода и паромной переправы через Татарский пролив.

1. Обязать Министерство внутренних дел СССР (т. Круглова):

а) организовать в системе Желдорпроекта ГУЛЖДС Министерства внутренних дел СССР Амурскую проектно-изыскательскую экспедицию по изысканию и проектированию железной дороги на участке Комсомольск-на-Амуре – мыс Лазарева.

Назначить начальником Амурской экспедиции т. Маккавеева Н.И.;

б) обеспечить представление на утверждение в Совет министров СССР основных показателей:

технических проектов и генеральных смет строительства железнодорожных участков Комсомольск-на-Амуре – мыс Лазарева и Погиби – Победино (без составления проектного задания) к 1 декабря 1951 г.;

проектного задания на строительство железнодорожной переправы через Татарский пролив к 1 декабря 1950 г. и технического проекта переправы и сметы к 1 сентября 1951 г.;

в) обеспечить выдачу рабочих чертежей на строительство отдельных участков и сооружений указанной железной дороги и паромной переправы в сроки в соответствии с графиками строительных работ;

г) по договору с Министерством путей сообщения произвести работы по строительству жилых, служебно-производственных зданий электростанций для строительства тоннеля под Татарским проливом;

Главтоннельметрострою передавать Министерству внутренних дел СССР фонды на материальные ресурсы, специально выделяемые для указанных целей.

2. Обязать Министерство путей сообщения (т. Бещева):

а) обеспечить представление в Совет министров СССР проектного здания по строительству тоннеля под Татарским проливом к 1 августа 1951 г. и технического проекта и сметы к 15 декабря 1951 г.;

б) произвести по договору с Министерством внутренних дел СССР проектирование, составление технического проекта и сметы на строительство железной дороги Погиби – Победино с железнодорожной веткой Дербинское – Александровск, а также проектирование электрификации тоннельного участка железной дороги в районе Татарского пролива в сроки, установленные настоящим постановлением;

в) организовать для выполнения указанных проектных работ Сахалинскую проектно-изыскательскую экспедицию Союзтранспроекта Министерства путей сообщения.

Назначить начальником Сахалинской проектно-изыскательской экспедиции Союзтранспроекта Министерства путей сообщения т. Щербакова А.Ф., главным инженером экспедиции т. Кузюто В.И.

3. Разрешить Министерству внутренних дел СССР и Министерству путей сообщения производить работы по строительству железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино, тоннеля и паромной переправы через Татарский пролив до утверждения технического проекта и смет по рабочим чертежам на отдельные участки, объекты и сооружения.

Обязать Промбанк оплачивать работы по проектированию и строительству железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино, тоннеля под Татарским проливом и паромной переправы через этот пролив до утверждения технических проектов и смет по единичным расценкам, составленным управлениями строительств, согласованным с Промбанком и утверждаемым Министерством внутренних дел СССР по строительству железной дороги и паромной переправы и Министерством путей сообщения по строительству тоннеля, и рабочим чертежам на отдельные участки дороги и отдельные сооружения, утверждаемые начальниками строительств.

4. Обязать Министерство финансов СССР (т. Зверева):

а) выделить Министерству внутренних дел СССР на проектно-изыскательские и подготовительные работы в 1950 г.:

по строительству железной дороги Комсомольск-на-Амуре – мыс Лазарева – 60 млн рублей, в том числе на проектно-изыскательские работы – 30 млн рублей;

по строительству железной дороги Погиби – Победино – 40 млн рублей, в том числе на проектно-изыскательские работы – 20 млн рублей; по строительству паромной переправы через Татарский пролив 40 млн рублей, в том числе на проектно-изыскательские работы – 20 млн рублей, включая оплату Министерству судостроительной промышленности работ по проектированию паромов;

ГУЛЖДС Министерства внутренних дел СССР на пополнение оборотных средств – 35 млн рублей.

 Указанные дополнительные затраты в сумме 175 млн рублей профинансировать за счет уменьшения ассигнований из бюджета, предусмотренных Министерству внутренних дел СССР на прирост оборотных средств, производственной деятельности на 1950 г.;

б) выделить Министерству путей сообщения на строительство тоннеля под Татарским проливом – 50 млн рублей, в том числе на проектно-изыскательские работы – 10 млн рублей и на пополнение оборотных средств Главтоннельметростроя – 10 млн рублей, за счет общей суммы ассигнований на капиталовложения для Министерства на 1950 г., без изменения объемов работ по отдельным стройкам.

5. Распространить на всех работников, занятых на строительстве железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино и паромной переправы ставки заработной платы и должностные оклады, утвержденные постановлением ГОКО от 30 августа 1945 г. № 9936 для соответствующих категорий работников строительства Байкало-Амурской магистрали.

     Сохранить за работниками, переведенными для работы на строительстве указанных объектов, получаемые ими надбавки за выслугу лет во время работы на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Распространить на работников, занятых на строительстве железной дороги на острове Сахалине и паромной переправы через Татарский пролив, льготы, установленные постановлением Совнаркома СССР от 2 февраля 1946 г. № 263.

6. Разрешить Министерству внутренних дел СССР увеличить штаты ГУЛЖДС Министерства внутренних дел СССР на 15 единиц и управления Желдорпроекта Министерства внутренних дел СССР на 25 единиц сверх утвержденных штатов Министерства внутренних дел СССР.

7. Разрешить Министерству путей сообщения увеличить штат Метропроекта на 25 единиц.

8. Распространить на всех работников, занятых на строительстве тоннеля под Татарским проливом, действующие ставки заработной платы, коэффициенты и льготы, установленные постановлением Совета министров СССР от 14 апреля 1948 г. № 1190-446 для соответствующих категорий работников строительства № 503 Министерства внутренних дел СССР.

Установить начальнику строительства тоннеля под Татарским проливом и главному инженеру этого строительства должностные оклады по 6000 рублей в месяц каждому.

9. Распространить на работников проектно-изыскательских экспедиций Министерства внутренних дел СССР и Министерства путей сообщения, занятых на работах по изысканию и проектированию железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино, тоннеля и паромной переправы на Татарском проливе, на период изысканий и составления проекта в сроки, установленные настоящим постановлением, условия оплаты труда и льготы, установленные постановлением Совета министров СССР от 4 февраля 1947 г. № 228-104 для соответствующих категорий работников Северной экспедиции Министерства внутренних дел СССР.

10. Распространить на всех работников проектно-изыскательских организаций Желдорпроекта Министерства внутренних дел СССР и на вольнонаемных работников, занятых на строительстве и эксплуатации железных дорог Министерства внутренних дел СССР права и льготы, установленные постановлением Совета министров СССР от 24 июля 1949 г. № 3184 для соответствующих категорий работников железнодорожного транспорта.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1950 г. «О распространении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1943 г. на работников железнодорожного транспорта Министерства внутренних дел СССР», разрешить Министерству внутренних дел СССР присваивать работникам железнодорожного транспорта министерства персональные звания в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 4 сентября 1943 г. № 951.

11. Обязать Госплан СССР предусмотреть в плане капитальных работ на 1951–1952 гг. Министерству внутренних дел СССР необходимые капиталовложения на строительство предприятий по производству строительных деталей, конструкций и местных строительных материалов, а также ремонтно-механических предприятий для обеспечения строительства железных дорог на Дальнем Востоке.

12. Обязать Госплан СССР (т. Клочкова) совместно с Госснабом СССР и Министерством внутренних дел СССР, Министерством путей сообщения и Министерством электростанций разработать и представить в месячный срок в Совет министров СССР на утверждение предложения по обеспечению электроэнергией строительства и эксплуатации тоннеля под Татарским проливом и тоннельного железнодорожного участка.

13. Обязать Госснаб СССР (т. Кагановича) предусматривать в планах:

а) отдельной строкой выделение фондов на материалы для строительства тоннеля под Татарским проливом на все время строительства сверх фондов Министерства внутренних дел СССР и Министерства путей сообщения;

б) выделение Министерству внутренних дел СССР фондов на металл и стройматериалы для строительства железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино по нормам, установленным для Министерства путей сообщения, а для паромной переправы по нормам для гидротехнических сооружений

14. Обязать Министерство нефтяной промышленности (т. Байбакова):

а) произвести в мае–июне 1950 г. разведочное бурение, для определения геологического строения по трассе тоннеля в створе мыс Лазарева – Погиби (Татарский пролив) на протяжении 12 км с расположением скважин через каждые 400 м, глубиной 70–80 м от дна пролива, для чего направить из Охи буровые станки на автомобильном ходу;

б) изготовить и передать в 1950 г. Министерству путей сообщения для строительства тоннеля под Татарским проливом 4 автомобильных буровых станка и Министерству внутренних дел СССР для строительства железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино и паромной переправы 4 станка на автомашинах.

15. Обязать Госплан СССР (т. Сабурова) предусмотреть в планах направление Главтоннельметрострою Министерства путей сообщения в 1951 и 1952 гг. по 200 инженеров горных специальностей для работы на строительстве тоннеля под Татарским проливом.

16. Обязать Министерство высшего образования СССР по согласованию с Госпланом СССР направить Министерству внутренних дел СССР за счет перераспределения из числа оканчивающих в 1950 г. вузы и техникумы для работы на строительстве железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино и паромной переправы на Татарском проливе 100 инженеров и 200 техников по специальностям, согласно заявке Министерства внутренних дел СССР.

17. Разрешить Министерству путей сообщения отозвать из министерств и ведомств для работы на строительстве железнодорожного тоннеля под Татарским проливом работников, ранее работавших на строительстве тоннеля под рекой Амур и изъявивших желание перейти на работу по строительству указанного тоннеля.

18. Разрешить Министерству внутренних дел СССР по согласованию с Прокуратурой СССР освободить через Особое совещание Министерства внутренних дел СССР из исправительно-трудовых лагерей и колоний Министерства внутренних дел СССР в 1950 г. и направить Министерству путей сообщения для работ на строительстве тоннеля под Татарским проливом 8000 заключенных (за исключением осужденных за бандитизм, разбой, умышленное убийство, воров-рецидивистов и лиц, осужденных к каторжным работам, а также за исключением подлежащих содержанию в особых лагерях Министерства внутренних дел СССР), закрепив их на этих работах до конца истечения срока, назначенного для отбытия наказания.

19. Распространить на заключенных, занятых на строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино, тоннеля и паромной переправы Татарского пролива, зачеты рабочих дней, установленные постановлением Совета министров СССР от 22 мая 1948 г. № 1723-688 для лагерей Дальстроя.

20. Обязать Государственную штатную комиссию при Совете министров СССР в декадный срок рассмотреть и утвердить штатные расписания:

а) проектно-изыскательских экспедиций (Метропроекта и Сахалинской), производственно-технического отдела и конструкторского бюро – Главтоннель Метростроя сверх штатных контингентов Министерства путей сообщения и строительного управления № 6 по строительству тоннеля;

б) Амурской и Приморской проектно-изыскательских экспедиций и аппарата Желдорпроекта Министерства внутренних дел СССР.

21. Обязать Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии (т. Юдина) изготовить в течение 1951–1953 гг. по заказам Министерства внутренних дел СССР металлические пролетные строения для строительства железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино.

22. Обязать Министерство лесного хозяйства СССР (т. Бовина) закрепить за Министерством внутренних дел СССР по его заявкам лесосырьевые базы в 25-километровой полосе по обе стороны строительства железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино на все время строительства с правом ведения выборочной и приисковой рубки.

23. Освободить от призыва в Советскую армию на период строительства всех инженеров и техников, занятых на строительстве железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино, тоннеля и паромной переправы на Татарском проливе.

24. Обязать Военное министерство СССР (т. Василевского):

а) выделить в 1950 г. Главтоннельметрострою два саперных батальона для производства работ по строительству тоннеля под Татарским проливом до конца строительства;

б) призвать и направить Министерству внутренних дел СССР во втором квартале 1950 г. для прохождения службы в военизированной охране лагерей по строительству железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино, тоннеля и паромной переправы на Татарском проливе 3000 военнообязанных граждан 1929 г. рождения из числа годных к нестроевой службе в Советской армии.

25. Увеличить для автотранспорта, работающего на строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино, тоннеля и паромной переправы на Татарском проливе, нормы расхода горючего на 20 %.

Разрешить Министерству внутренних дел СССР и Министерству путей сообщения содержать на указанных строительствах по 5 легковых автомашин с безлимитным расходом горючего.

26. Обязать Министерство судостроительной промышленности поставить МВД СССР в 1950 г. для строительства железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино 5 катеров типа ПМ-351 и 8 катеров типа БМК-90.

Госснабу СССР в десятидневный срок представить в Совет министров СССР предложения об источниках выделения указанных катеров.

 27. Обязать Министерство морского флота (т. Новикова) и Министерство речного флота (т. Шашкова) передать соответственно в 1950 г. на время производства работ по строительству тоннеля под Татарским проливом Министерству путей сообщения 5 катеров мореходных, 3 самоходных морских баржи, 2 катера речных и Министерству внутренних дел СССР для работ по строительству паромной переправы на указанном проливе 2 катера мореходных и 2 баржи.

28. Обязать Министерство речного флота (т. Шашкова) и Министерство морского флота (т. Новикова) обеспечивать перевозки в 1950 г. грузов и людей строительств железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино, тоннеля под Татарским проливом и паромной переправы на Татарском проливе по реке Амур, озеру Кизы и Татарскому проливу, по заявкам МВД СССР и Министерства путей сообщения, обеспечивая разгрузку на Татарском проливе рейдовым флотом.

29. Обязать Главное управление Гражданского воздушного флота передать в распоряжение Министерства путей сообщения на арендных началах для строительства тоннеля под Татарским проливом два самолета ЛИ-2 и два самолета ЯК-12 с летным составом на весь период строительства.

30. Обязать Госплан СССР (т. Сабурова) предусмотреть размещение заказов Главтоннельметростроя Министерства путей сообщения на тюбинге механизированные щиты и кессонные аппараты в соответствии со сроками строительства тоннельного перехода под Татарским проливом.

31. Обязать Министерство геологии выделить в 1950 г. Министерству внутренних дел СССР для строительства железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино:

Буровых агрегатов БС-16 (облегченных) – 10 комплектов

То же… БС-2 – 5 комплектов

Полевых гидрохимических лабораторий -20 штук

Полевых фунтовых лабораторий-20 штук – 20 штук

32. Разрешить Министерству внутренних дел СССР закупить в 1950 г. для строительства железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино 1900 лошадей и Министерству путей сообщения для строительства тоннеля под Татарским проливом – 100 лошадей в колхозах Казахской ССР. Закупку произвести с согласия общего собрания колхозников по ценам взаимно согласованным.

33. Обязать Министерство связи, Министерство электропромышленности, Министерство металлургической промышленности, Министерство химической промышленности, Министерство автомобильной и тракторной промышленности, Министерство машиностроения и приборостроения, Министерство заготовок, Министерство сельскохозяйственного машиностроения, Министерство транспортного машиностроения, Министерство путей сообщения, Министерство легкой промышленности СССР, Министерство здравоохранения СССР, Министерство геологии, Министерство промышленности строительных материалов СССР, Министерство промышленности средств связи, Министерство угольной промышленности, Совет министров РСФСР, Главгидрометеослужбу при Совете министров СССР рассмотреть в месячный срок заявки Министерства внутренних дел СССР и Министерства путей сообщения, выделить на 1952 г. требующиеся для строительства железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино, тоннеля и паромной переправы на Татарском проливе планируемые материалы и оборудование согласно приложению.

Поставку планируемых материалов и оборудования производить сверх выделенных для Министерства внутренних дел СССР и Министерства путей сообщения количеств на 1950 г.

34. Обязать Министерство авиационной промышленности поставить во II квартале 1950 г. Министерству внутренних дел СССР для проектирования и строительства железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино 3 самолета Ли-2, 4 самолета Як-12, 6 авиаторов АШ-62-ИР и 10 авиамоторов М 11-ФР.

35. Обязать Министерство торговли СССР (т. Жаворонкова) организовать на строительстве 6 Главтоннельметростроя торговлю и общественное питание.

36. Обязать Министерство внешней торговли (т. Меньшикова) поставить в 1950 г. Министерству внутренних дел СССР для строительства железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино дополнительно к его фондам на 1950 г. емкости металлические – 4000 кбм, запчасти к электростанциям «Феномен» – на 300 тыс. рублей, запчасти к электростанциям «Макларен» – на 200 тыс. рублей, Министерству внутренних дел СССР и Министерству путей сообщения для Главтоннельметростроя выделить теодолитов «Цейса»: 25 теодолитов «Цейса-5», 150 нивелиров «Цейса», 30 тахометров «Цейса».

37. Обязать Военно-Морское министерство (т. Юмашева) выделить Министерству внутренних дел СССР для производства изыскательских работ на трассе паромной переправы в районе Татарского пролива на период май–июль 1950 г. 2 морских катера с командами (в распоряжение начальника строительства паромной переправы Министерства внутренних дел СССР).

38. Обязать Министерство внутренних дел СССР (т. Круглова) и Министерство путей сообщения (т. Бещева) представить к 1 октября 1950 г. в Совет министров СССР проект мероприятий по развертыванию работ на строительстве железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино тоннельного перехода и паромной переправы на Татарском проливе материально-техническому обеспечению этих работ.

 Председатель Совета Министров Союза ССР И. Сталин

 Управляющий делами Совета Министров СССР М. Помазнев

ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 80а. Д. 7691. Л. 78–94. Типографский экз.


Примечание: Публикация в блоге "Pervomaiskiy"  Постановления Совета Министров СССР «О строительстве железной дороги Комсомольск – Победино на Сахалине, тоннельного перехода и паромной переправы через Татарский пролив» от 5 мая 1950 года " согласована с Международным фондом "Демократия"                               (Фонд Александра Н. Яковлева)
с обязательной  ссылкой на сайт 
!-- begin of Top100 code -->