17 марта 2016 г.

Анатолий Шестаков. Тайна экспоната «АСТР 3» - 1.


Часть первая.
ГРАНИТ.




Астрономический третий граничный столб.
Хризантема.


В предыдущей статье «Неизвестная граница «Кабафуто» острова Сахалина» я коротко упомянул о судьбе четырех каменных астрономических граничных столбов с изображением государственных символов России (Двуглавый орел) и Японии (Хризантема), которые были установлены на бывшей русско-японской границе в 1906 -1907 годах.

В настоящее время все астрономические граничные столбы на бывшей границе отсутствуют. Первый столб хранится в Сахалинском областном краеведческом  музее. Второй столб незаконно хранится в Японии. Третий столб -  местонахождение неизвестно. Четвертый столб - местонахождение неизвестно.

Что касается третьего астрономического граничного  столба, то в Сахалинском областном краеведческом музее хранится каменный экспонат под названием «астрономический граничный знак «АСТР 3», который, по версии музея, к подлинному столбу не имеет никакого исторического отношения.  Собственно об этом таинственном экспонате с маркировкой «АСТР 3» и пойдет сегодня речь на страницах моего любительского блога «Pervomaiskiy». 

1.

В октябре 1998 года в газете «Советский Сахалин» была напечатана статья А. Дворкина «Пограничный знак поселился в музее» о моей безвозмездной передаче в Сахалинский областной краеведческий музей первого астрономического граничного столба с бывшей русско-японской границы на острове Сахалине. В частности в статье упоминался старый музейный экспонат, который издавна находился в стенах краеведческого музея и был известен многим посетителям как пограничный знак. Однако после появления в музее подлинного пограничного столба, уникальность старого оказалась под вопросом, поскольку к тому времени выяснилось, что старый экспонат являлся всего лишь «копией» третьего астрономического граничного  столба, который хранился в музее с «довоенных времен». Как оказалось, экспонат был «специально» изготовлен японцами для своего музея естественной истории Карафуто, который ныне известен как Сахалинский областной краеведческий музей.

В 2012 году на сайте газеты  «Советский Сахалин» была размещена небольшая статья С. Бондарчука «Гранитные раритеты», в которой время появления данного экспоната как «копии (реплики)» в музее пришлось на конец тридцатых годов прошлого века. Причем с конца тридцатых и до начала семидесятых годов, по сведениям С. Бондарчука, музейный экспонат находился на территории музея, «под открытым небом», где он простоял на бетонном основании, вплоть до своего «перемещения» в музей. Кроме того, в статье была затронута тема побега в Советский Союз японской «супружеской пары» Окада и Есима в 1938 году, но это больше относилось к истории оригинала, нежели к истории экспоната. Однако по версии Сахалинского областного краеведческого музея появление данного экспоната в бывшем музее естественной истории Карафуто, как реплики, было связано именно с побегом в СССР знаменитой японской актрисы Иосико Окада и ее мужа, театрального режиссера, переводчика и коммуниста Риокичи Есима. Собственно об этом и гласит пояснительная надпись на стекле рядом с экспонатом: «Астрономический граничный знак «АСТР 3» (реплика). Изготовлен специально для демонстрации населению в музее губернаторства Карафуто после инцидента с побегом японских актеров Окада и Есима в 1938 году в Советский Союз через советско-японскую границу в районе данного знака».

К сожалению, во всех трех случаях абстрактность летоисчисления («довоенные времена», «конец тридцатых годов» или «после инцидента… в 1938 году») говорит об отсутствии четкого хронологического перечня событий и их временной последовательности, которые возможно связаны с наличием белых пятен в истории данного экспоната. Что касается утверждения о том, что экспонат является  «репликой», то это, прежде всего, предполагает авторское повторение оригинала, где уже известно имя автора оригинала (реплики).  Во всех остальных случаях это будет просто копия, обычно изготовленная в целях сохранения известного исторического объекта, порой без авторства, демонстрация которого по каким-либо причинам была ограничена для широкого круга людей. Следовательно, в пояснительном тексте должно быть указано имя автора оригинала (реплики) или, в противном случае,  сделана пометка о его  неизвестности. Кроме того, в пояснительном тексте имеется весьма странная описка, которая хоть и позитивна по смыслу, но неверна по определению. Так, экспонат под названием «астрономический граничный знак «АСТР 3» с конкретной пометкой «реплика» не мог находиться на месте подлинника, то есть «в районе данного знака», если, конечно, он сам не являлся этим подлинником.

Следует также отметить, что написанное в аббревиатурном стиле слово «АСТР 3» вольно или невольно скрывает от посетителей музея орфографическую ошибку сто десятилетней давности, которая была распространена на четырех астрономических граничных столбах, в том числе на данном экспонате. Поэтому в качестве наглядного примера я воспроизвел на компьютере слово «АСТР 3» в том виде, в каком оно было высечено на гранитных столбах в 1906 году, получив вот такую компьютерную копию слова «АСТР. III.», где вместо строчной русской буквы  «р» японцами была высечена прописная буква «Р»Возможно, орфографическая ошибка была допущена японцами специально в целях достижения графической выразительности текста на астрономических столбах, однако это все равно не умаляет ее значения, как ошибки.

2.

В настоящее время данный экспонат находится в левом углу застекленной экспозиции, где он повернут к посетителям изображением 16-лепестковой хризантемы. На экспонате имеются пять основных повреждений (сколов) со стороны Двуглавого орла и Хризантемы, занумерованные мною на экспонате справа налево арабскими цифрами и множество мелких повреждений, в том числе на ребрах. Так со стороны Двуглавого орла, то есть на обратной стороне экспоната, имеются два основных повреждения (скола), которые расположены на стыках углов в верхней части экспоната (Фото 1, Сколы № 1-2). 

Фото 1.
Со стороны Хризантемы имеются три основных повреждения (скола), одно из которых расположено в верней части каменного лепестка Хризантемы напротив иероглифа тэй (микадо), а два других на стыках углов в верхней части экспоната. (Фото 2, Сколы № 3-5). 

Фото 2.
Откуда взялись все эти повреждения на старом музейном экспонате, история умалчивает, но у некоторых из них есть удивительное сходство с повреждениями на подлинном третьем астрономическом граничном столбе, обнаруженных мною в интернете на старых фотографиях прошлого века. Например, на третьем астрономическом граничном столбе имеется свежий скол верхнего угла со стороны Хризантемы (Фото 3, Скол № 1), который  схож со сколом  на музейном экспонате (Фото 2, Скол № 3). Вокруг скола имеют четкие границы в виде одной вертикальной, двух горизонтальных и одной диагональной  линий углов граничного столба  для  идентификации со сколом № 3 на музейном экспонате.


Фото 3.

Кроме того, на демонтированном с бетонного основания граничном столбе имеется скол верхнего угла со стороны Двуглавого орла (Фото 4, Скол № 2), который также схож со сколом  на музейном экспонате (Фото 2, Скол № 2). При этом на подлинном граничном столбе виден скол № 1, который пока не поддается идентификации и сколы № 2 и 3, имеющие вокруг себя видимые границы в виде вертикальных, горизонтальных и диагональных линий углов граничного столба  для  идентификации со сколами № 2 и 3 на музейном экспонате.


Фото 4.

Таким образом, на старых фотографиях разных лет, предположительно послевоенных, на подлинном третьем астрономическом  граничном столбе имеется два скола, которые в настоящее время поддаются  идентификации со сколами на экспонате. В этой связи основным методом идентификации по фотографиям могла бы послужить дополнительная фотосъемка экспоната в том самом виде, которая была применена при фотосъемке астрономического граничного столба, на котором запечатлен скол №  1 (Фото 3) и скол № 2 (Фото 4). Однако такая фотосъемка мне, как посетителю музея, недоступна, поскольку экспонат находится в глухой застекленной нише и, практически, с трех сторон закрыт для обозрения.

В 1998 году во время передачи первого астрономического столба в Сахалинский областной краеведческий музей я высказал свое пожелание бывшему директору Владиславу Михайловичу Латышеву в том, чтобы новый экспонат в познавательных целях был  доступен для посетителей музея абсолютно со всех сторон, включая его верхнюю часть и основание. Добавлю, что сегодня также актуален свободный доступ к старому музейному экспонату, поскольку повреждения такого рода следует рассматривать не через призму стекла, а воочию, когда невооруженным взглядом на экспонате виден каждый скол, каждая царапина, а также каждая русская буква, дошедшая к нам со времен  существования русско-японской границы на  острове Сахалине. И даже если этот экспонат не подлинный третий астрономический граничный столб, это еще не значит, что подлинник навечно канул в неизвестность, нет, поскольку когда-нибудь он будет найден и передан в Сахалинский областной краеведческий музей на вечное хранение.

                                                                                                               Анатолий Шестаков


Мои источники.

1.  Газета «Советский Сахалин» № 10 от 10 октября 1998 года. //А. Дворкина      
     «Пограничный знак поселился в музее».   
2.   Сайт газеты «Советский Сахалин» от 02 июля 2012 года. //С. Бондарчука   
     «Гранитные раритеты». 
3.   Сайт Сахалинского областного краеведческого музея.
4.   «Последние залпы Великой войны. Сахалин и Курильские острова в августе 1945 
      года». Фотоальбом. 2010.
5.   Сайт библиотеки  г. Саппоро.

Конец первой части.


Часть вторая.
Тайна Двуглавого орла.



Примечание. К сведению читателей блога. Сообщение "Тайна экспоната "АСТР 3"  направлено  в газету "Советский Сахалин" 17 марта 2016 года.
!-- begin of Top100 code -->